По итогам расширенного межфракционного заседания «Год реализации Федерального закона о такси: проблемы и пути решения» были подготовлены рекомендации по корректировке закона «О такси». И направлены в федеральные органы исполнительной власти, депутатам, участникам рынка и экспертному сообществу. В их разработке приняли участие практически все отраслевые эксперты, научное сообщество, представители общественных и предпринимательских организаций, потребители услуг такси и депутаты Государственной Думы.
Документ по упорядочению рынка легковых перевозок вступил в силу в сентябре 2023 года. Участники заседания отметили, что закон «О такси» важный и нужный. Многие вопросы снялись после его вступления в силу. Однако, как показала практика, реализация законодательных новелл привела к уходу из легального поля более миллиона самозанятых таксистов. Экспертные предложения призваны адаптировать закон к экономическим реалиям и вернуть перевозчиков под контроль государства.
Главное из рекомендаций, которые эксперты предлагают рассмотреть органам власти:
- Разделить регулирование для городов федерального значения, в первую очередь Москвы, и всех остальных регионов. В силу разной социально-экономической ситуации на рынке такси.
- Разделить регулирование для самозанятых водителей, которые работают на своих автомобилях и тех, кто арендует машины.
- Предусмотреть социальную составляющую. В первую очередь речь про использование детских кресел в рамках существующих тарифов без создания специального детского тарифа, который обходится дороже.
По мнению курирующего работу Комитета по транспорту вице-спикера ГосдумыШолбана Кара-оола,законодатели обязаны осуществлять функцию контроля за принятыми законами.
«Госдума — не просто законодательный орган, у нас еще и функции контроля за тем, как работают законы, которые мы принимаем. Как представитель «Единой России», буду следить за тем, чтобы закон о такси был реалистичным и учитывал запросы рынка, но в то же время, чтобы в угоду быстрым изменениям, он не подвергался чрезмерным перепадам. Мы за то, чтобы качество предоставляемых услуг соответствовало безопасности перевозок, и чтобы стоимость услуг была адекватной»,–заявил он.
«Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ» не голосовала за этот закон, мы предвидели риски и еще год назад предлагали ограничить его действие. Практика показывает, что требования закона выполняют в основном водители таксопарков, но для большинства самозанятых они невыполнимы», –отметил лидер партииСергей Миронов.
Представитель партии «Новые люди», председатель Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательствуАлександр Деминнастаивает на том, что необходимо стимулировать трудоустройство в такси водителей с российским гражданством. Он также предлагает разработать дополнительные меры поддержки предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров легковым такси.
«У водителей есть вопрос с нарушением трудовых прав, с формированием будущей пенсии. У них нет трудовых отношений, никакого больничного, никакой защиты»,–обратил внимание председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, член партии ЛДПРЯрослав Нилов.
Предложение разделить требования к самозанятым перевозчикам и таксопаркам разделяет единоросс, заместитель председателя Комитета ГД по защите конкуренции Сергей Лисовский. По словам парламентария, для обеспечения динамичного развития отрасли и устранения вновь выявленных тенденций, особенно в малых городах и сельских поселениях, по результатам правоприменения ФЗ-580, необходимо ввести раздельное правовое регулирование двух экономически различных моделей такси, действующих на рынке, – таксопарков и самозанятых перевозчиков с личными автомобилями.
Депутат от КПРФИрина Филатоваподчеркнула социальную роль такси, его доступность. По ее мнению, родители с детьми должны платить за такси столько же, сколько обычный гражданин. Без наценок в два раза за детские кресла.
«Транспортные услуги для родителей — жизненно необходимый элемент качества жизни. К сожалению, для семей даже с двумя детьми составляет большую проблему найти такси с двумя детскими креслами или бустерами, не говоря уже о трех и более. Полагаю, государство на законодательном уровне и агрегаторы такси могут и должны обеспечить доступную среду для таких семей при пользовании услугами такси»,–заявила парламентарий.
«Самое главное, что мы услышали на заседании — закон работает, но нужно его развивать. Настроить более точно для Москвы и других субъектов. Потому что рынок такси в столице и в регионах устроен по-разному. Также должно быть разное регулирование между теми, кто работает в такси на своих автомобилях и теми, кто арендует машины», – резюмировал 1-й замруководителя фракции «Справедливая Россия – За правду», 1-й зампредседателя Комитета ГД по контролюДмитрий Гусев.