Грузовой автомобиль на дороге воспринимается водителями легковушек как что-то инородное. Кажется, примерно представляешь себе, чего ждать от больших внедорожников, малолитражек со значком «У» и даже наглых мотоциклов. Но грузовики: видит ли тебя водитель, не заснет ли за рулем от усталости, впишется ли в поворот на такой махине?
Вопросы эти хороши тем, что на них есть вполне ясные ответы. И удобнее всего их давать на примере среднетоннажного грузовика «Валдай 8», автомобиля, производимого на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Его появление стало ответом на запрос рынка – в современных условиях больше всего не хватает моделей именно этой категории.
Стопы есть
Профессионалы – а именно профессиональные водители управляют подобной техникой – называют «Валдай 8» «вертким» и даже «юрким». Все потому, что радиус разворота его короткобазной версии – 6,2 м. Те же профессионалы говорят, что это лучший в своем классе показатель. Но «сухие» цифры ничто по сравнению с наглядным примером: едущим за «Валдаем 8» легковым автомобилям не придется наблюдать за его продолжительным маневрированием «вперед-назад-вперед-назад» при развороте. Способствует этому и впечатляющий угол поворота передних колес – 45 градусов.
Удобно на «Валдае 8» маневрировать не только на проспектах и шоссе, но и в загруженных городских дворах. В первую очередь потому, что у автомобиля бескапотная компоновка. Во вторую – благодаря системе из шести зеркал, которые дают почти идеальную обзорность для парковки и движения задним ходом. Кроме того, уже в базовую комплектацию машины входит камера заднего вида, ее устанавливают на заводском конвейере, и она полностью интегрирована с остальной электроникой автомобиля: экран загорается автоматически при включении задней передачи.
Немаловажна для безопасности окружающих автомобилей и пешеходов работа тормозной системы – здесь она с пневмоприводом и дисковыми вентилируемыми тормозными механизмами на всех колесах. Это обеспечивает более высокую эффективность торможения и, как следствие, более короткий тормозной путь. Ведь время срабатывания дисковых тормозных механизмов гораздо выше, чем у барабанных. Помимо системы ABS у «Валдая 8» есть и другие электронные помощники: система распределения тормозных усилий (EBD), система курсовой устойчивости (ESP), система помощи при трогании на подъем (HSA) и антипробуксовочная система (ASR).
Критическое мышление
Почему все эти параметры «Валдая 8» так важны для окружающих? Дело в том, что у этого автомобиля есть все шансы стать самым популярным среднетоннажным грузовиком, который будет развозить тяжелые палеты в окрестные магазины по всей стране.
Предпосылки таковы: хоть у «Валдая 8» и нестандартная для моделей ГАЗа бескапотная кабина, конструктивно он с братьями по конвейеру во многом унифицирован. Здесь применены элементы трансмиссии и ходовой части от «старшей» модели – «ГАЗон Next». А вот прочность рамы увеличена на 30 процентов за счет использования новой марки стали и внедрения дополнительных поперечин. А это означает высокий ресурс даже в условиях интенсивной эксплуатации.
А еще у «Валдая 8» традиционные для горьковских среднетоннажников длинные рессоры, ходы подвески увеличены до 100 мм. Все это позволяет мягко двигаться по неровной дороге, что можно считать серьезным достижением для автомобиля с кабиной, расположенной над двигателем.
Теория и практика
А что же двигатель? Под капотом – агрегат новой G-серии, который производится на заводе «Нижегородские моторы». Так что перебои с поставками комплектующих и запчастей не грозят ни автомобилю в целом, ни его «пламенному сердцу». На двигателе применяется аппаратура с увеличенным давлением впрыска топлива, поэтому он имеет достаточно высокий крутящий момент. Мощность составляет 149,6 л.с.
Это в том числе позволило автомобилю увеличить на 840 кг грузоподъемность шасси – до 4628 кг. А перевозить грузы можно самых разных категорий, к заказу доступно шесть типоразмеров серийных фургонов, так как «Валдай 8» – это два варианта колесной базы и три варианта длины кузова вместимостью от 8 до 11 стандартных европалет. Среди предлагаемых заводских вариантов – европлатформы, рефрижераторы, изотермические, промтоварные и европромтоварные фургоны. Но на ГАЗе готовы по индивидуальным требованиям клиента изготовить до 150 видов надстроек спецтехники.
Хорошие тяговые свойства не единственная сильная сторона нового мотора. За счет использования кованого стального коленвала вместо чугунного увеличен ресурс двигателя. Благодаря наличию гидрокомпенсаторов из ТО исключены работы по регулировке тепловых зазоров клапанов. То есть техническое обслуживание стало проще и дешевле. Использование алюминиевой головки блока цилиндров позволило увеличить скорость прогрева до рабочей температуры. Масса двигателя уменьшилась на 20 процентов. Снижен и уровень шума – живущие по соседству с местным продуктовым люди скажут за это отдельное спасибо.
Мотор «Валдая 8» работает в паре с новой шестиступенчатой коробкой передач, характеризующейся большим запасом прочности, – это собственная «газовская» разработка. Благодаря ей удалось минимизировать расход топлива до 11 литров на 100 км.
Лучше выспаться
«Валдай 8» может быть полезен не только в городской среде, он подойдет и для дальних перевозок. Объем его топливного бака составляет 135 литров, а это 780 км пробега, что эквивалентно более чем двум дням работы без дозаправки. При долгих пробегах роль комфортной и функциональной кабины становится еще важнее. Внутренняя ее ширина составляет 2060 мм, длина – около 1800, это один из самых «просторных» показателей в классе. Дополнительная теплоизоляция увеличивает время поддержания комфортной температуры в кабине при выключенном двигателе. В качестве опций предлагаются предпусковой подогреватель и кондиционер. Рулевая колонка регулируется по высоте, а рулевое колесо – информативное и чувствительное, практически без люфта.
Один из самых комфортных тут и рычаг стояночного тормоза – он сдвинут к задней стенке кабины, и водитель при желании или необходимости может вздремнуть прямо на рабочем месте, пока идет разгрузка-погрузка, например. Но есть и более продвинутый вариант, точнее – удлиненный: появилась возможность заказать вариант с кабиной, оборудованной полноценным спальным местом. Кстати, «Валдай 8» единственный на сегодня среднетоннажный грузовик полной массой менее девяти тонн, в котором доступна подобная опция. Хорошо выспавшийся водитель – именно таких профессиональных шоферов хотят видеть за рулем грузовиков автомобилисты-любители.