В пресс-центре Общероссийской организации «Лига здоровья нации» состоялась пресс-конференция «Гуманный Закон об ответственном обращении с животными – гарант гуманного развития страны».
Один из спикеров пресс-конференции Протоиерей Михаил Потокин, председатель Отдела Социального Служения Московской (городской) Епархии Русской Православной Церкви (МП), настоятель храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе (г. Москва) осветил нравственные аспекты отношения к бездомным животным:
О покровителях животных святых Флоре и Лавре и молитвах за животных
Как известно, православные святые Флор и Лавр считаются покровителями животных. Издавна в Москве была традиция: 31 августа, в память этих святых, к нашему храму приходили освещать лошадей, вплетали в гривы ленты, приводили животных и это был торжественный день. И сегодня в наш храм приходят люди молиться о животных. Здесь они молятся, ставят свечи о своих домашних любимцах. Это очень трогательно. Тема защиты животных, гуманного к ним отношения, конечно, для нас неформальная. Отношение Русской Православной Церкви к этой теме дано в концепции отношения РПЦ к вопросам внешней окружающей среды и сохранению экологии. Уже давно дан ответ об ответственном отношении к природе, которое исходит из самого сотворения человека, который был создан не как владелец природы, а как тот, кто ухаживает, тот кто возделывает сад. Но в то же время этот сад не калечит.
О нравственных законах и их исполнении
Вот есть закон. Мы обсуждаем законы, инициативы, способы исполнения, финансы, способы регулирования и контроля. Но вот если посмотреть на законы природы, то единственное существо, которое может эти законы не соблюдать, — это человек. Камень, который вы отпустите из руки, всегда упадет вниз. Вся природа подчиняется закону. И только человек может нарушать закон — особенно нравственный закон. Поэтому нужно сказать об этом особо, когда мы диктуем законы другим, первое, что мы должны сами о себе понять: мы должны сами исполнять закон или хотя бы ответственно относиться к любому его исполнению.
О русских сказках и любви к Родине
Что же касается доброго отношения к животным — это больше, чем просто жалость. Я вам хочу сказать, что все наши дети воспитываются на русских сказках. Русская сказка всегда содержит себе главными героями животных, с которыми ребёнок уже общается с самого детства. И эти русские сказки останутся в нашей культуре и они формируют то, что называется Родиной. Мы Родиной часто называем государство, но это не так. Государство — это не Родина. Я, например, родился в одном государстве, а живу в другом. А Родина у меня всё та же. Поэтому Родина — это то малое, что нас окружает: это семья, это язык, это природа, и в том числе это живая природа, та которая нас окружает и которой нам с вами нужно не лишить ее. Нужно не оторвать человека от природы, чтобы он остался верным своей Родине как тому месту, к которому он привязан душой, а не телом и не пропиской.
О Достоевском, Лескове и состоянии души человека
Конечно, мы с вами видим, что традиция отношения к животным идет не только от сказок. Вспомним замечательных русских гуманистов. Фёдор Михайлович Достоевский описал в «Братьях Карамазовых» Смердякова, который хлебушек мял, внутрь иголки вкладывал и заставлял собачку кушать, а потом смотрел как собачка мучается. Достоевский — это не просто писатель, романист. Это человек, который прекрасно знал человеческую природу. Он знал её от тюрьмы и до заграницы. Он в этой природе видел, что жестокое отношение к животным есть символ, есть знак повреждения души. Повреждение души через жестокое отношение к животным он показывал. И не только в «Братьях Карамазовых». Вспомним сцену, как бил упавшую лошадь кучер в «Преступлении и наказании». Вспомним сказку Лескова «Зверь», где дикий медведь лучше, чем барин. Понимаете, лучше именно с точки зрения нравственной, он лучше себя ведет. Вот удивительно, оказывается что здесь, как раз-таки, наоборот, нам есть чему у природы научиться. Поэтому, когда мы говорим о бережном, ответственном отношении к природе, мы должны понимать: это не просто так. Это означает неформально, что значит наша душа, что она чувствует, как она переживает все. И это не может не отразиться и на том, как мы будем растить детей. Кто вырастет в той стране, где животное можно убить без всякого на это особенного повода, только потому что оно бездомное. Вот эта безответственность, эта возможность распоряжаться жизнью, к сожалению (и это мы видим через классиков наших, это очень хорошо видно) проецируется на наши с вами души.
Об ответственном отношении к природе и патриотизме
Марк Твен сказал: «Если вы подберете на улице дворовую собаку и накормите её, она никогда вас не укусит. В этом и состоит разница между собакой и человеком». Мы говорим о нападении животных на людей — к сожалению, это случается из-за нашей с вами невнимательности, из-за того, что мы выбросили этих животных и они оказались никому не нужны. И поэтому они сбиваются в стаи и действуют по закону. Они по закону на нас нападают — это закон выживания. А человек на человека нападает не поэтому. А по другому закону: по закону ненависти и злобы, которые как раз возникают в том сердце, которое не знает благодати любви, в том числе и к природе своей и к тем, кто эту природу составляет, кто составляет нашу Родину. Поэтому если мы хотим воспитывать дальше людей, мы говорим о патриотизме. И это очень большие, верные слова. Но патриотизм и Родина начинаются с малых вещей вокруг тебя в детстве. Если этого не будет — всё остальное будет чисто формальной болтовнёй, которая достойна только фарисейства, когда мы только лозунги с вами рассказываем, а внутри-то, знаете, как сказал один автор: «коммунизм хорошо построить в одном городе, а жить в другом». Поэтому, глядя на нашу историю, нашу культуру давайте постараемся относиться к природе так, как она только и заслуживает — внимательно, ответственно, жертвуя даже для неё чем-то важным, чем мы с вами можем пожертвовать. Потому что природа — это не только окружающая среда, это мы сами и есть. Это часть души. Современный человек не может Бога познать через богослужение, через молитву. Им это сложно. Можно сказать, что природа — это икона Божия и через природу мы можем Бога увидеть, познать, почувствовать. Отбирая последнее, мы лишаем человека общения с Богом. Я — отец троих детей и сам понимаю, как сложно их вырастить в любви к тому месту, где мы родились, где мы живём. Я считаю, что мы должны проявить всё-таки сознательность и не допустить возможности распространиться жестокому отношению к братьям нашим меньшим. Нам надо постараться высказать своё нравственное отношение к тому, к чему все это может привести.