Стебенкова Людмила Васильевна, депутат Московской Городской Думы, председатель комиссии по межпарламентскому сотрудничеству Мосгордумы, член комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы, врач, выступая на Гиппократовском Форуме, прошедшем в Москве, рассказала о факторах, влияющих на репродуктивное здоровье населения:
«Я хотела бы начать с экскурса в нашу историю о соотношении рождаемости и нравственных устоев в Российской Империи. В 1914 году общество было привержено традиционным семейным ценностям, сохранению семьи, рождению детей. Население нашей страны составляло в 1914 году 174 миллиона человек. А вот что произошло после Октябрьской революции, когда была провозглашена и сексуальная революция. Вспомним, как Александра Коллонтай пропагандировала «теорию стакана воды»: это был циничный взгляд на любовь и верность. Коллонтай утверждала, что вместо любви, верности, семейных ценностей есть лишь потребность человека к сексу и она должна рассматриваться как банальное желание выпить стакан воды. Что мы видим: население нашей страны с 1918 по 1934 годы сократилось до 158 миллионов человек. С 1934 года по 1941 (это предвоенные годы) было 196 миллионов человек, поскольку в этот период при Сталине было порицание сексуальных свобод. В военные годы, и это понятно, было замедление рождаемости. Устойчивый рост населения начался после 1947 года – население страны выросло до 188 миллионов человек.
Наступили девяностые годы, развал Советского Союза, свидетелем которого многие из нас являются.
Население сократилось до 146 миллионов человек. Мы пережили открытую пропаганду беспорядочных половых отношений, мифа «безопасного секса», увеличение роста инфекций, передающихся половым путем, рост абортов…
Пропаганда свободных отношений была в различных СМИ и часто ее проводниками были НКО (некоммерческие организации), как правило, из Соединённых Штатов Америки, из стран Европы. Выполняя заказ компаний — производителей средств барьерной контрацепции, они усиленно пропагандировали так называемый «безопасный секс». Тогда в Москве разместили в метро альтернативную рекламу «Любовь и верность — твоя защита от СПИДа. Безопасного секса нет». Дом-2 играл очень негативную роль, его трансляцию даже в дневное время закрывали по суду. Нас тогда все обвиняли в ханжестве, что мы вот такие не свободные люди.
Так почему же «безопасный секс» — это миф? Его идеологи сами себя обличают. Если они говорят о сексе безопасном, значит есть и опасный — со множеством партнеров. И пропагандируя безопасный секс, они утверждают, что таким он становится при применении средств барьерной контрацепции. В то же время, на сайте ВОЗ размещена информация о защите барьерной контрацепции при ВИЧ инфекции только на 80%, оставшиеся 20% при беспорядочных контактах могут привести к заражению. По данным литературы, существует более 30 видов вирусов, бактерий, паразитов, которые передаются от человека к человеку при половом контакте, барьерные средства уменьшают их передачу только на 60%.
В ряде случаев, при урогенитальном герпесе, цитомегаловирусе, различных видах сифилиса — вообще никакой защиты нет! Почему? Потому что идёт передача при плотном контакте незащищенных участков тела.
Поэтому никакого безопасного секса нет!
И если бактериальная инфекция хоть как-то поддаётся лечению, то наличие вирусной инфекции снижает иммунитет женщины и способствует появлению хронических воспалений.
Поэтому, как мы видим, ситуация не простая. Запущенные случаи ЗППП (заболеваний, передающихся половым путем) дают вторичное бесплодие.
И это ведет к нарушению репродуктивной функции женщин.
Что дальше?
А дальше у нас есть процедура ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), которая становится популярнее с каждым годом. В 2024 году мы ожидаем цифру в 450 000 таких процедур ЭКО в нашей стране. Хочу подчеркнуть: сама процедура ЭКО – очень сложная с точки зрения колоссальной гормональной нагрузки на организм женщины, его эндокринную систему. Наша задача, чтобы процедура ЭКО стала исключением из правил. Это возможно только при улучшении репродуктивного здоровья женщин.
О причинах рискованного сексуального поведения мы много говорим: это идеология потребления, либеральное отношение к абортам, реклама средств барьерной контрацепции.
Молодые люди даже не подозревают о том, что, вступая во множественные половые контакты, даже с применением барьерного контрацептива, они ни от чего не защищены, от них фактически это скрывается.
Многие девушки жалуются, что наши уважаемые гинекологи порой их торопят: «Тебе 25, а у тебя ещё не было никакого полового контакта — а ну-ка быстро беги…». Считаю такую практику безобразной, порочной и недопустимой. Гинекологи, наоборот, должны пропагандировать супружество и верность. Поскольку только это позволит избежать ухудшения репродуктивного здоровья женщин.
И мы должны об этом людям рассказывать.
Мы видим, что сегодня наше государство провозглашает семью главноей ценностю общества. Именно об этом заявил наш Президент в Послании Федеральному Собранию.
Я рада, что декларируется ценность семьи, что мы говорим о сохранении здоровья нации в целом и о сохранении репродуктивного здоровья в частности.
Прописной истиной является то, что общество здорово только тогда, когда оно здорово нравственно. А нравственное воспитание начинается в семье. Я полагаю, что именно родители должны воспитывать своих детей и говорить с ними о самом важном. И нам следует объяснять родителям как разговаривать со взрослеющими детьми о взрослых вопросах. Нам необходимо очень тактично повсюду пропагандировать любовь и верность в супружестве.
И я не устану повторять: семья, любовь и верность — фундамент репродуктивного здоровья нации».