ФСБ России опубликовала архивные документы о подготовке детей, в том числе девочек 7-10 лет, в диверсионных школах Абвера.
«Советской военной контрразведке удалось своевременно принять меры по установлению мест дислокации подобных «разведшкол» и парализовать их подрывную деятельность», — говорится на сайте ФСБ РФ.
«На временно оккупированной территории под видом детских домов германскими спецслужбами создавались разведывательные школы.
В докладной записке начальника Особого отдела Юго-Западного фронта старшего майора ГБ Н.Н. Селивановского заместителю наркома внутренних дел СССР В.С. Абакумову от 25 декабря 1941 года (2) сообщалось об одном из таких «детдомов» в Бобруйске:
- В младшей группе было до 20-ти детей, в возрасте 7–10 лет, в т.ч. две девочки. В старшей группе было до 30-ти детей, в возрасте 11–15 лет.
- Детей приучали ведению разведывательной работы. На занятиях им объясняли, как начертить план расположения огневых точек, штабов, орудий, танков, пулеметов, автомашин, кавалерии.
- В старшей группе, кроме того, обучали обращению с оружием, гранатой, минированию ж.д. линий.
В ходе войны германские спецслужбы все чаще стали привлекать детей-подростков для совершения диверсий на железнодорожном транспорте», — свидетельствуют опубликованные материалы.
Так, в спецсообщении от 1 декабря 1941 года с грифом «Совершенно Секретно» говорится, о том, что в БОБРУЙСКЕ фашисты собрали около 50 детей 8-12 лет, потерявших родителей, и «обучают их разведывательной работе»:
«После месячного обучения 10 человек были переброшены немецкой разведкой через р. Северный Донец в районе с. Каменка Харьковской области на нашу территорию. Из переброшенных подростков 5 человек получили задания исследовать расположения частей Красной Армии, выяснить места расположения штабов, засечь огневые точки в районе гор. Изюм. Другая пятерка получила аналогичное задание в расположении 34 кавдивизии».
Из опубликованных документов следует, что фашистами подобные школы «под видом детдомов комплектовались из детей, ставших беспризорными в результате военных действий». У детей имелись наглядные пособия, немецкие офицеры обучали детей картографии, ориентированию на местности, умению лгать в случае задержания советскими военнослужащими.
«В старшей группе, кроме того, обучали обращению с оружием, гранатой, минированию ж.д. линий»
«Набор подростков и отбор их происходил на добровольных началах, причем предварительно перед строем ребятам объявлялось, что одна из русских добровольческих частей набирает группу воспитанников», — рассказывает задержанный Евтухович в ходе допроса.
Предатель Евтухович руководил процессом вербовки и подготовки детей. Он подробно рассказывает, почему именно детей-беспризорников решили привлекать фашисты для подрывной деятельности, как их вербовали, какие мотивы использовали фашисты для того, чтобы убедить детей действовать в качестве диверсантов. Некоторые подростки проходили обучение в Германии.
Детей фашисты обманывали, и дальнейшая судьба малолетних «агентов» после выполнения диверсии немцев в действительности не волновала, об этом также подробно свидетельствует Евтухович.