В Госдуме обсудили законопроект о запрете приобретения животных для цирков
На заседании, посвященном обсуждению законопроекта о запрете приобретения животных для цирков, большинство депутатов и экспертов сошлись во мнении. Подобный закон нельзя принимать.

Мероприятие собрало в Госдуме депутатов трех думских фракций. А также артистов цирковых династий, зоозащитников, ветеринаров, общественников и представителей ведомств. Модератором выступил 1-й зампредседателя Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев.
Законопроект, внесенный фракцией «Новые люди», вызвал общественный резонанс.
Инициатива направлена на защиту животных, но породила споры о сохранении традиций российского циркового искусства. Которое считается национальным достоянием. В ходе открытой дискуссии участники заседания искали баланс между гуманным обращением с животными и сохранением уникального культурного наследия.
Гусев подчеркнул важность взвешенного подхода: «Российский цирк — это гордость нашей страны. Бренд, известный во всем мире. Мы организовали межфракционное обсуждение, чтобы выслушать все стороны. Зоозащитники, цирковые артисты, представители Россельхознадзора и Минприроды. Большинство поддержало мою идею о введении уполномоченного по защите животных. Законопроект о запрете животных в цирках, скорее всего, не пройдет – даже коллеги из других фракций выступают против него. Пока живо наше поколение, цирковые животные будут радовать нас и наших детей, дарить счастье. Эта позиция требует защиты и отстаивания, если мы не научим наших детей и не передадим им те ценности и то отношение к животным и к цирковому искусству в том числе, то мы цирковое искусство не сохраним».
Эдгард Запашный, дрессировщик и директор Большого Московского цирка, акцентировал внимание на профессионализме российской дрессуры: «Строя железный занавес между человеком и животным – мы идем по неправильному пути. Наша дрессура — это искусство взаимодействия человека и животного, передаваемое из поколения в поколение. Запрет животных в цирках — это не забота о животных, а попытка уничтожить российский цирк как культурный институт. Приглашаю всех в наш цирк, чтобы увидеть, как мы заботимся о наших артистах-животных».
Аскольд Запашный, поддерживая брата, отметил: «Мы безусловно за здравый смысл, цирк без животных может существовать, но как нишевое искусство. Что касается дрессуры, она, конечно, ииногда требует строгих мер, но это исключения, а не правило. Навязать животному жестокостью что-то невозможно. Наши животные – наши партнеры, и их благополучие для нас на первом месте. А наша страна – это последний оплот здравого смысла на Земле, не стоит идти по пути других стран».
Дмитрий Куклачев, сын художественного руководителя Театра кошек Юрия Куклачева, выступил за сохранение цирков с животными: «Животные в цирке живут дольше, чем в дикой природе, за ними ухаживают с любовью. Мы всегда открыты для зоозащитников. Приходите и посмотрите, как живут наши кошки».
Елена Драпеко, 1-й заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы, фракция «Справедливая Россия»: «Частных цирков в России около 300. На них распространяются те же нормы, что и на государственные. Контроль возложен на муниципальные власти. И работать надо вот здесь, над соблюдением законов. Что же касается российской системы дрессировки, она отличается от западной, она основана на доверии между животным и человеком. Нашим детям, зрителям и слушателям необходимо рассказать именно о нашей русской школе цирка, показать, что такое доверие между нашим и животным миром, как мы друг друга любим, понимаем и вместе работаем.»
Тимофей Баженов, известный телеведущий, член Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, фракция «Единая Россия»: «На мой взгляд, это вредный законопроект. Мы с вами переживаем период, когда мобильные телефоны вытеснили из голов наших детей и взрослых книги и фундаментальные знания, а между тем скрепы, которые делают наше общество единым, должны сохраняться. Если мы сейчас пойдем по пути, которые нам предлагают экологи-гуманисты, это хуже, чем смерть, это делает бессмысленной жизнь.»
Наталья Шульга, директор филиала ФКП «Росгосцирк» «Сочинский государственный цирк»: «Надо не забывать, что у российского цирка есть еще миссия — социально-инклюзивная и реабилитационно-адаптивная. Эта работа нами началась не сегодня, эта тема сейчас возникла не на злобу дня, а ведётся уже много-много лет. Например, курсы своеобразной циркотерапии открыли в Ярославле для детей с тяжёлыми врождёнными недугами. Ребята гладят зверей, ухаживают за ними, и через такое общение с животными учатся находить общий язык и с людьми. Эта программа стартовала в 2013 году, у нас занимались 307 детей. Сейчас они уже выросли, получили профессию, и многих из них можно увидеть в спектаклях инклюзивного театра «Прикосновения», который даже в Кремле дает свои представления».