Ровно 150 лет назад в Австро-Венгрии была отправлена первая в мире корреспондентская карточка — открытка с отпечатанной маркой. Именно 1 октября отмечается день рождения открытки. В связи с юбилеем открытки сегодня в Российской Государственной Библиотеке Искусств проходит межрегиональный научно-практический семинар «Открытка как документ историко-культурного наследия».
Об истории открытки изданию Вести 24/7 рассказывает наш эксперт, коллекционер, маркетолог и исследователь Михаил Дымшиц:
— Рекламные и почтовые карточки (открытки) имеют давнюю историю, идущую от визитных карточек, используемых горожанами Флоренции и Венеции еще в XVI веке. Свое бурное развитие они пережили во второй половине XIX века, когда сочетание сразу нескольких факторов – рост грамотности, развитие промышленности и связанное с этим формирование магазинной торговли, успехи в развитии полиграфии, ослабление цензурных ограничений, повсеместный переход почты на предоплаченные отправителями отправления – вызывал бурный рост использования именно таких форм маркетинговой коммуникации. Несмотря на то, что их использование в последние десятилетия стало не так заметно, для многих сфер предпринимательства, особенно связанного с немногочисленными потребительскими группами, а также для сферы b2b (business-to-business, услуги и товары для бизнеса, а не для розничного покупателя), такие формы коммуникации остаются и актуальными, и целесообразными.
Существовало несколько направлений рекламирования с использованием торговых карточек и открыток. Кроме создания оригинальных рекламных сообщений, многие шли по пути использования уже созданных карточек и открыток, делая свои надпечатки, как простые, так и с использованием дополнительных рисунков. Таким путем шли преимущественно магазины и для их обслуживания были созданы даже специальные конторы в крупных городах. Производители же чаще всего разрабатывали оригинальные сюжеты. Нередко для создания такой рекламы привлекались известные художники, создавались рекламные серии, сюжеты использовались не только на карточных материалах, а также в рекламе в газетах и журналах, в рекламных многостраничных изданиях производителя.
Использование почтовых карточек в деловой практике в конце XIX-начале XX века была очень широким, несмотря на широкое распространение в первое время их использования относительно сохранения тайны переписки. Существовало несколько подходов к оформлению почтовых карточек. Самый простой тип оформления, это просто печать служебной информации: название компании или магазина, место расположение, телеграфный адрес, а позже и телефонный номер. Некоторые же предприниматели подходили к этой задаче более творчески, дополняя формальную информацию изображениями медалей выставок, гербами, более подробной информацией о своей деятельности или даже рекламными рисунками и текстами.