Известный российский ученый, научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Иванович Данилов-Данильян выступил в Госдуме на совещании, посвященном решению проблемы загрязнения черноморского побережья.

Ученый подчеркнул, что ситуация серьезная, устранение последствий потребует комплексного подхода, перечислив необходимые меры как для сохранения здоровья россиян, так и для восстановления целостности экосистемы черноморского побережья:
Ситуация чрезвычайно серьезная
Необходимо учитывать то обстоятельство, что, в зависимости от температуры, мазут может находиться как на дне, так и на поверхности, так и в толще воды.
И нахождение мазута в морской воде зависит не только от температуры, но и от ее солености, между прочим.
Потому что, чем выше минерализация воды – тем она плотнее, и подъемная сила срабатывает – мазут всплывает.
Вода абсолютно не растворяет мазут, никак!
Мазут не растворяется в воде. Поэтому, когда вы слышите, что «мы брали анализы воды и не нашли нефтепродуктов на месте аварии» – это свидетельствует только о том, что вы разговариваете с некомпетентным человеком.
Приведу пример: если вы опустите золотое кольцо в стакан с водой, то проба, взятая из этого стакана, не покажет никаких следов золота. Вот точно так же и с мазутом. Он не растворяется в воде. Да, он может перейти в состояние эмульсии. Но опять же, это не раствор. Раствор не образуется.
Что делать с пляжным песком
Ситуация осложняется тем, что мазут присутствует в песке (пляжном) очень мелкими частицами. И уже зафиксирована масса случаев, когда на вид песок чистый – но стоит опустить в него руку – и рука остается покрытой слоем мазута. Что делать с таким песком? Если его вывозить со всех пляжей – то придется вывозить, очевидно, огромное количество песка.
Также отмечу: когда мазут начнет выбрасываться морем при более высоких температурах — задерживаться видимыми сгустками на поверхности (как это еще сейчас происходит) он вообще не будет. При более высоких температурах мазут будет мгновенно распространяться по песку – гораздо быстрее, чем туда подойдет волонтер. И, в таком случае, лопатой не обойтись – потребуется бульдозер.
Поэтому ситуация очень и очень серьезная.
Полностью изолировать полигоны
Конечно, загрязненный песок придется вывозить. Но куда его вывозить и как оборудовать площадки/полигон для складирования загрязненного песка? Вот здесь необходимо добиться полной изоляции привозимого загрязненного грунта от той почвы, на которой будет размещаться полигон. Этой изоляции нельзя добиться полным бетонированием или асфальтированием. Ни бетон, ни асфальт мазут не удержат. Мазут пройдет и сквозь бетон, и сквозь асфальт. Здесь может сработать только пластик! Есть технологии, когда листы пластика укладываются, затем свариваются, превращаясь в монолитную конструкцию, которая нам и необходима в данной ситуации. Эта технология отработана, применяется на практике. В Санкт-Петербурге есть компания, которая заявляет, что она обладает производственными мощностями, способными справляться с этой задачей. По крайней мере, в том ритме, в котором происходит вывоз с берега загрязненного песка и загрязненного грунта. Подчеркну: обязательно нужно оборудовать полигоны таким образом, чтобы избежать загрязнения природы вокруг.
При высоких температурах из таких вот так называемых «буртов» мазут будет вытекать. И если заранее не предпринять специальных мер, то он будет вытекать и просачиваться в почву, в подземные воды. А этого допустить ни в коем случае нельзя. Что делать?
Технология создания пластикового изоляционного покрытия позволяет решить эту проблему довольно просто. Необходимо по периметру соорудить специальные (пластиковые) канавки, по которым мазутный так называемый свалочный субстрат будет стекать в нужное место, его будет можно собрать там, куда он стечет (с учетом наклона местности). Канавки эти делаются из того же пластика, что и все полигоны. Полагаю, что эту технологию необходимо применить. И, по-видимому, только ее.
Почему нельзя сжигать мазут
Ни в коем случае нельзя сжигать собранный мазут — даже если концентрация мазута так высока, что загрязненный грунт может гореть. Но сжигать его нельзя! Потому что условий для высокотемпературного (при 1400 градусах) сжигания мазута там обеспечить невозможно. Это делается только на специальных заводах. А при низкотемпературном сжигании в воздух летят самые опасные вещества: диоксины, фураны и бенз(а)пирен. Если это произойдет – мы получим вспышку онкологических, а потом и генетических заболеваний. Это мутагены, аллергены, канцерогены. Бенз(а)пирен — это одно вещество, а диоксинов и фуранов много – и они при низкотемпературном сжигании полетят в воздух «полным комплектом». Именно поэтому сжигания ни в коем случае нельзя допустить!
Бактерии, съедающие мазут
Если обрабатывать вывезенный грунт специальными сорбентами, обогащенными культурами бактерий, разлагающих, съедающих мазут – то, в конце концов, грунт превращается в плодородную почву. Мазут превратится как бы в гумус. И этот «гумус» в дальнейшем может быть использован как удобрение либо как плодородная почва.
Мазут на дне моря
Пока еще не потеплело, мазут остается и на дне моря. Здесь нужны земснаряды и илососы. Сейчас, насколько мне известно, там нет ни одного земснаряда, ни одного илососа. Илосос – это канализационное устройство, применяемое при расчистке заросших, заиленных водных объектов. Было бы хорошо сейчас применить такие устройства и с глубины 2-5 метров собирать скопления мазута. Но примерно через месяц, когда температура повысится, эти аппараты уже не понадобятся. Мазут поднимется со дна на поверхность воды.
Скалистые берега
Особая проблема – это скалистые берега, где нет ни песка, ни гальки. Там на каменные глыбы выбросился мазут и покрыл их тонким слоем. Что делать? Можно только мыть. Но и это не так просто. Моющие средства содержат фосфор. И этот фосфор убивает мазутопоедающие бактерии. Поэтому таким мытьем можно навредить гораздо больше, чем принести пользу. Это тоже необходимо понимать и учитывать.
Волонтеры и их здоровье
Очень важно наладить систему мониторинга. И, к счастью, волонтеры хорошо организованы. У них есть компьютерная система, куда заносится информация о загрязнениях, локации. И есть системы, которые могут заниматься распределением сил по участкам в зависимости от ситуации.
Волонтерам надо всячески помогать. Надо создавать им более благоприятные условия деятельности. Потому что волонтерам приходится там слишком трудно.
В частности, не всегда соблюдаются медико-санитарные нормы, которые должны регулировать их работу. Например, они вроде бы должны там работать 2 часа, собирая мазут, но в реальности бывает, что работают до 6 часов, после чего чувствуют себя плохо. Даже если они работают в масках, респираторах. Хотелось бы видеть активное участие Роспотребнадзора в решении этих проблем.
Морская рыба
Что касается рыбы, то были легкомысленные заявления, что рыба мазут не ест, и поэтому ее можно употреблять в пищу безо всяких ограничений. Да, рыба мазут, конечно, не ест. Но самые ценные породы рыб питаются донными организмами. А донные организмы в первую очередь поражаются мазутом. Например, рыбак поймает рыбку, которая только что проглотила рачка, креветку или моллюска, загрязненного мазутом. И вполне высоки шансы, что пойманная рыбка не успеет умереть от отравления. И вот тут уже могут быть последствия для здоровья того, кто эту рыбку потом съест (жареную, соленую, вяленую).
Истощение пляжей – что скажут геоморфологи?
Конечно, очень серьезная проблема – сильное истощение пляжей. Норма для слоя песка на пляже – 1 метр.
Уже сейчас под Анапой полно пляжей, где осталось 40-35 см песка. Вместо метра!
К чему это может привести? Море начнет «перерабатывать берег», как принято говорить. Что будет далее с этим берегом – должны предсказывать профессионалы — геоморфологи. Но они пока совершенно не мобилизованы. Хотя такие специалисты в России есть. Их нужно привлекать к тому, чтобы они занимались прогнозированием, как пойдет переработка берегов.
Для восполнения использовать песок, взятый из дюн, которые там находятся в округе, вряд ли приемлемо. Дюны – это экосистема, которую мы не имеем права разрушать.
Я думаю, что какое-то количество пляжей будет потеряно. Часть пляжей получится восстановить. Но ожидать, что все очень быстро восстановится и будет, как прежде, ни в коем случае нельзя.
На сегодняшний день в Краснодарском крае вывезено 180 000 тонн загрязненного грунта с пляжей. Вы представьте себе, что это такое: если 10-тонные самосвалы выстроить в ряд, понадобиться 18 000 самосвалов. И что происходит с берегом, если такое количество песка и гальки с него удалить?
Этой проблемой практически еще всерьез никто не занимался и о ней не думал. Но если мы хотим восстановления пляжей, чтобы они снова стали комфортным, курортным местом отдыха хотя бы в 2025 году – этим надо заниматься уже сейчас.
Круглый стол состоялся в Госдуме по инициативе депутата Дмитрия Гусева 22 января: эксперты обсудили современные методы и технологии по устранению последствий экологической катастрофы, которая произошла 15 декабря в результате крушения танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозивших мазут.
В результате бедствия в акватории Черного моря произошел разлив нефтепродуктов.