Известная актриса, режиссер, писатель и общественный деятель Елена Скороходова рассуждает на злободневную тему — проблему употребления обсценной (нецензурной) лексики, в том числе — в общественных местах:
«Эта проблема волнует меня давно. И, надеюсь, не только меня, а всё наше поколение.
Проблема называется: МАТ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
Его стало слишком много: на улице, в транспорте, в парках… На нём разговаривают даже дети. Это слишком заметно и режет ухо. Нецензурщина вытесняет наш прекрасный русский язык, который, если им владеть, может выразить все оттенки чувств.
Мат вредит и тем, кто его изрыгает, и кто его слышит тоже. Мы, как пассивные курильщики, вбираем в себя эту заразу, которая разрушает наш внутренний мир.
Конечно, в первую очередь в мате на улицах виновата так называемая «современная культура», которая это распространяет. Выйдешь иной раз из театра — и ощущение, что в грязи извалялся. «Это модно и молодёжно», – сказал один главный режиссёр московского государственного бюджетного театра в ответ на претензию зрителя, посмотревшего его новый спектакль, весь напичканный матерщиной. И эта мода ползёт в жизнь.
Надо остановить данный процесс.
Насколько мне известно, есть закон, запрещающий мат в общественных местах. Осталось только заставить его работать.
Мы смотрим спектакль, слышим мат, но не успеваем зафиксировать услышанное на телефон. Предлагаю во всех театрах поставить фронтальные камеры, чтобы они всё фиксировали. Вероятно, можно разработать программу, которая будет отслеживать нецензурщину. При первом засечённом мате – штраф, при втором – 10-ти кратный штраф, а на третий раз мата – лишение госдотации. Все режиссёры сразу вспомнят русский язык. У Горького в ночлежке мата нет, у Толстого на войне солдаты матом НЕ разговаривают… И только наши современные «творцы» без мата никак…
Считаю, что это проблема государственная, и ей следует уделить внимание.
Ещё знаю (потому что интересовалась), что в армии ненормативная лексика процветает. Мой знакомый священник рассказывал, что когда его старший сын попал в армию, у мальчика поначалу было ощущение, что он попал в ад. Потому что в их доме мат не употребляется. Но ведь мат отвращает от человека ангела-хранителя, и матерящийся остаётся без защиты. «Пуля находит матерящегося», — есть такая мысль у Святых Отцов.
Итак, у нас есть закон против мата, но он совершенно не работает! Почему? Штрафуют же у нас за неправильные парковки. Почему не организовать фиксацию нарушений по тому же принципу?
Предлагаю организовать структуру, аналогичную той, которая борется с неправильными парковками. Пусть это будет патруль с видеорегистраторами и полномочиями фиксировать нарушения и выписывать штрафы.
Буквально недавно я ехала в электричке. Рядом подсели двое мужчин, которые разговаривали с матом через слово. Я потихоньку сняла на телефон часть их диалога. Вот вам и доказательство. Но у меня не было полномочий выписать им штраф.
Это, конечно, нужно ещё прорабатывать. Но, мне кажется, если мы запустим такой процесс, он станет не только полезным для оздоровления нации, но и явится вполне законным для пополнения бюджета».